- В одном из интервью вы сказали, что не любите пышных празднований юбилеев существования групп и всяких пафосных вип-тусовок. Россия является рекордсменом по числу различного рода праздников. Как вы думаете, почему наши люди так много что-то отмечают и пьют?

- Наш народ любит гулять. Возможно, это связано с генетическим наследием. Когда люди гуляют, они любят слушать музыку. Так было всегда. Других ответов у меня нет.

- Вы говорили, что часто наши музыканты буквально из кожи лезут, чтобы попасть на федеральные каналы. Скажите, а смотрите ли вы государственное ТВ, например? Если смотрите новости, не смущает ли вас цензура?

- Я совсем не смотрю телевизор. Когда я его включаю, ничего, кроме негативных эмоций, я не испытываю. А зачем мне этот негатив, если в мире вокруг нас столько прекрасного?

- Текст на песню «На лунный свет» для вас написал работник кладбища. А нет ли в планах еще посотрудничать с представителями других профессий?

- Вы знаете, если они напишут талантливый текст, то мне все равно, с кем сотрудничать. Пусть это будет работник кладбища или скорой помощи, может, ЗАГСа. Главное, чтобы песня была хорошей, а их все меньше, к сожалению.

- Вы сказали в одном из интервью фразу: «Мы с самого начала нашего отечественного рока находимся в какой-то берлоге, варимся в ней и вылезать не хотим». Но ведь русский рок появился под влиянием англо-американской рок-волны 80-х годов, а та же «Ария» устроила серию концертов в сотрудничестве со шведским дирижером Ульфом Ваденбрандом. Так уж и в берлоге?

- Вы сейчас обобщили. Я же не говорю про всех сразу. «Ария», которую вы назвали, играет английскую музыку. Основа их творчества – это английский рок. А вот если говорить в целом о русском роке, то он вышел из бардовской кухонной песни. Текст там имеет основное значение. Никакого секса и рок-н-ролла в российской музыке, в том плане, что американские певцы все были секс-символами и секс-героями. Это все идет от старых наших исполнителей, например, Окуджавы, Высоцкого. Это большие исполнители, у них прекрасная поэзия, но это имеет мало общего с настоящим рок-н-роллом, тем, который я себе представляю и вижу.

- В одной из самых известных песен группы под названием «Романтики» вы призываете девушек бросать домашних мальчиков и любить отважных летчиков и моряков? Разве домашние мальчики не достойны любви?

- Честно говоря, вопрос сложный. Текст писал не я, поэтому я не могу ответить вам на этот вопрос. Не могу понять, что имел в виду автор. Этот текст принес Валерий Сюткин, но первоначально он принадлежал группе «Центр». Валерий его трансформировал. Мне очень нравилась группа «Центр», и я как-то принес ему их текст, а Сюткин переделал его и сделал песню. Отличную, которая стала хитом. А вообще «Центр» - это одна из моих любимых групп 80-х годов.

- Вы выступили на 25-летии группы «Тараканы», исполнив вместе с Дмитрием Спириным песню «Улица свободы». Почему именно эта песня?

- Это очень хорошая песня. Она созвучна моему внутреннему состоянию, и поэтому я ее выбрал.

- Вы заявляли, что сейчас с помощью Интернета можно легко показать всем хорошую музыку и получить известность, но в другом интервью сказали, что никогда не измеряли популярность в количестве скачиваний и просмотре на YouТube. Объясните, пожалуйста, противоречие.

- Хочу сказать, что я имел в виду популярность, а не качество музыки. Кстати, чаще всего бывает так, что чем больше просмотров на YouТube, тем хуже музыка. Этот принцип работает. Значит ли это, что люди не хотят думать над музыкой? Музыка же бывает абсолютно разной. Есть музыка для мозгов, и есть музыка для ног. Музыка, на мой взгляд, - это где есть мелодия и интеллект. Но сейчас такое время, когда большинству людей в принципе это не нужно, и я к этому отношусь абсолютно нормально. А вот то, что выбирает большинство, меня в принципе не интересовало, потому что у большинства, как правило, дурной вкус.

- Одним из видов отдыха музыкантов «Браво» является олдскульный алкоотдых. А кто из участников группы выпивает больше всех?

- Нет, это было сказано уже в старом интервью. Теперь это реабилитация. Отдых в реабилитационных местах: природа и санатории (смеется).

- Относительно недавно появлялась петиция на разрешение провоза музыкальных инструментов длиной до 125 см в салоне самолета на полках для ручной клади. Документ был на имя директора «Аэрофлота». Поддержите ли вы эту инициативу и готовы ли вы составить видеообращение по этому поводу?

- Понимаете, мы можем какие угодно обращения писать. «Аэрофлот» зарабатывает таким образом деньги, и я их вполне понимаю. Никаким образом петиции не помогут. Какой от них толк? Мы вот подписываем петиции в Интернете, и никакого результата от этого я не вижу, например. Это обычный бизнес, ничего личного. Я тут и рейсом компании Air France летел. Мне нужно было взять с собой акустическую гитару. Они мне сказали, что это стоит 300 евро туда и 300 обратно. А я за 600 евро могу себе новую гитару купить. Поэтому я плюнул и сделал именно так. Это тенденция всех больших компаний, и наши гитары им мешают.

- У вас замечательная коллекция гитар. А какими новыми экспонатами вы ее пополнили?

- У меня появилась чаранго. Это национальный боливийский инструмент. Представляет из себя маленькую гитарку, сделанную из броненосца. Я на ней выучил песню группы «Кино» «Когда твоя девушка больна».

- В обществе нарастает недовольство к уличным музыкантам, которые стоят с шапкой в публичных местах и заходят в транспорт. На ваш взгляд, если в отношении них введут штрафы, то о чем это будет говорить?

- Вы знаете, есть такие музыканты, которым лучше заплатить деньги, чтобы они не играли. Не каждый, кто взял инструмент и вышел играть, является уличным музыкантом. Вы можете съездить в Европу и Америку и увидеть, какие там классные уличные музыканты. Они украшают эти города. Правда, я не знаю, каким образом они решают, плохой это музыкант или хороший. Может, разрешение дают. А у нас, если, например, какой-нибудь не совсем трезвый музыкант заходит в электричку и требует деньги, то я думаю, что для большинства это будет неприятно. С другой стороны - с Арбата в Москве вот убрали музыкантов, и для меня он сразу стал какой-то не такой. В Европе  на улице часто играют классическую музыку, и мне это очень нравится.

- Наши рокеры стали пытаться подружить традиционный рок с другими музыкальными культурами, например, с азиатской. Вы увлекаетесь латиноамериканской музыкой. Не хотели бы вы ее замиксовать с нашей?

- Для того, чтобы это сделать, нужно родиться где-нибудь в Сантьяго или в Рио-де-Жанейро. Эта музыка в крови у этих музыкантов, и нам к ним даже близко не подойти. Мы можем только приблизиться и послушать, поиграть с ними. Играть так, как они, мы уже не будем. Наше поколение воспитано на радио «Маяк», это гены, и вытравить это невозможно. Например, мы слушаем современную новую группу и слышим там мотивы группы «Мираж».

- В песне «Перемена мест» с альбома «Навсегда» у вас есть строчка про «бросить все и выйти за дверь», про пустое место. Расскажите, пожалуйста, о таких моментах в вашей жизни.

- Не могу отвечать за этот текст. Написал мне его Ваня Смирнов. Это гитарист и автор группы «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки». Это московская группа, в которой 20 человек. Этот текст про одну девушку по имени Даша, с которой он встречался. Она отправилась путешествовать по миру, и делает это до сих пор. Она проехала полмира практически автостопом. Мне это близко.  

- Вы очень хорошо относитесь к кошкам, насколько я знаю, а у группы даже есть песня «Кошки». Недавно была годовщина Великой Победы, а кошки во многом помогли спасти блокадный Ленинград от нашествия крыс. Не было ли у вас мысли написать песню на эту тему?

- Нет. Вряд ли смогу это сделать хорошо. Мне ближе темы, которые рождаются сами собой и привносят жизнь. Если я специально сочинял песню, то получалось всегда плохо. А кошек я люблю. Сейчас я сижу и с вами разговариваю, а на ногах у меня лежит мой питомец по имени Шаня. Порода у него петерболт. Они помогают снимать стрессы.

- Вы как-то сказали, что в стране умирает музыкальная журналистика и становится все меньше журналистов, которые хорошо пишут о музыке. Как вы полагаете, с чем это связано?

- А зачем она сейчас нужна, если есть Интернет? Журналисты нужны были тогда, когда не было Интернета. Для того, чтобы рассказать нам, что вышла новая пластинка и она хорошая. Помню время, когда в середине 80-х годов тот же Артемий Троицкий писал, что вышла пластинка такой-то группы и это хорошая пластинка. Мы все пытались эту пластинку найти и послушать, потому что журналисты были авторитетны. А в 90-е и 2000-е годы появились журналисты, которые стали писать про все подряд, не разбираясь в музыке. И выглядит это так, будто они ненавидят эту музыку. Сейчас ты можешь сам зайти в Интернет, послушать музыку и решить, нравится она тебе или нет. Людям не нужны никакие поводыри теперь.

Осведомлен, что вы очень хорошо относитесь к Майку Науменко (лидеру «Зоопарка») и даже записали трибьют на его песни. Чем он вас так привлекает?

- Это хороший поэт и прекрасный музыкант. Это масштабная фигура ленинградского рока, которая не менее значима, чем Виктор Цой и Борис Гребенщиков. Просто он не вытащил счастливый билет и не стал всенародно известен.


Павел Пивоваров

Источник