Aretha Franklin. Величайшая певица в истории по версии журнала Роллинг Стоун, первая женщина, чье имя было занесено в Зал славы Рок-н-Ролла, великая Королева Соула, она же Леди Соул. Она сделала соул еще более эмоциональным (если такое возможно, конечно), а ее неподражаемая перепевка песни Отиса Реддинга Respect стала гимном феминистического движения. Вообще удивительно, насколько ей удавалось перепевать настоящие мужские соул-хиты, наделяя их исключительно женскими свойствами. В начале 70-х Арета вспомнила свои истоки, свои корни, с чего все начиналось, и записала несколько госпел-альбомов, уникальных, невероятных, аутентичных и безумно драйвовых. А ее соул середины 70-х по степени изысканности и культуре подачи можно легко сравнить с лучшими работами Марвина Гая.
Janis Joplin. Дженис – это, конечно, культ. Почетный кавалер ордена «Клуб 27», наркоманка, алкоголичка, дебоширка и, пожалуй, лучшая белая исполнительница блюза на этой планете. Подумать только, но когда-то, в молодости, она уехала из Калифорнии в Техас, где близко спелась с Роки Эриксоном и его великой психоделическо-гаражной группой 13th Floor Elevators, и так ей это понравилось, что она всерьез раздумывала о том, чтоб стать вокалисткой этого трагического состава. Но все кончилось хорошо – о ней вспомнили в Калифорнии и вовремя ее вытащили из техасской дыры (злые языки, впрочем, утверждают, что просто секс с гитаристом группы Big Brother & the Holding Company Джэнис понравился значительно больше). Джоплин – это прекрасное женское недоразумение, чистейший божественный бриллиант без огранки. Впрочем, отчего же «без огранки»? Секс, наркотики, рок-н-ролл – вот что ее отточило. Она пила алкоголь, чтоб ее голос стал предельно хриплым. Она кололась героином, чтобы похудеть. В итоге мы имеем пронзительнейший голос, потрясающее исполнение и хрестоматийную рок-н-ролльщицу со всеми вытекающими.
Tina Turner. Тина – еще одна страдалица за весь женский род. Будучи фантастической певицей и харизматичнейшей артисткой, она все 60-е и первую половину 70-х провела в тени своего сумасшедшего мужа-кокаиниста Айка Тернера, который ее бил, унижал и делал вообще, что хотел. Например, когда Заппа попросил Тину с ее группой The Ikettes спеть на его альбоме Overnite Sensation 1973, Айк строго-настрого запретил Заппе платить девочкам больше 25 долларов за сессию. Несмотря на то, что Тина тогда уже была суперзвездой. Всю вторую половину 70-х она разводилась с Айком, скрываясь от него у своих друзей. В конце концов она осталась с 36 центами в кармане, со своим именем, кучей долгов и с недоверием со стороны записывающих компаний. Но вот именно поэтому Тина Тернер – это Тина Тернер! Много ли сейчас людей знают, кто такой Айк Тернер? А кто такая Тина Тернер? То-то же. Говорят, что Дэвид Боуи, заключая в 1983 году контракт с новой студией, уговорил их взять под крыло заодно и Тину Тернер. Так или иначе, но именно в 80-х, после долгих мытарств, она стала совершенством и идеальной поп-дивой, с которой за честь поиграть таким музыкантам, как Дэвид Боуи и Эрик Клэптон.
Annette Peacock. Аннетт Пикок — предельно интересная чувиха с непростой судьбой и причудливой дискографией, до отказа забитой авангардом и фри-джазом, среди которых порой попадаются прям-таки бриллианты фанки-грува и красивейшие мелодические структуры в стиле northern soul 70-х годов. Она считается иконой фри-джаза и невоспетой пионеркой электронной музыки. Busta Rhymes и RZA считают, что именно она наряду с Gil Scott-Heron одна из первых начала начитывать речитатив под музыку, заложив таким образом фундамент для рэпа. Она была женой сначала Гэри Пикока, а чуть позже — Пола Блэя, двух великих джазовых музыкантов. Наконец, ей восхищался Дэвид Боуи, который предложил ей выступать вместе с ним в американском туре Alladin Sane. Аннетт при этом отказалась. Боуи, после многочисленных и неуспешных попыток сделать с ней что-то совместное, в альбоме Hours 1999 все же спел целый кусок песни Пикок, изящно засунув ее в коду Something In The Air.
Marianne Faithfull. Внучатая племянница барона Захер фон Мазоха по материнской линии, Марианна Фейтфулл происходит прямиком из династии Габсбургов. Джаггер, известный охотник за голубой кровью, когда ее увидел впервые, обомлел настолько, что только и мечтал, чтоб его ей представили. В конце 60-х Мик предлагал Марианне официально оформить их отношения в виде счастливого брака. Так что по сути Фейтфул является единственной женщиной, которая отказала Мику Джаггеру. И не просто Мику Джаггеру, а 25-летнему Мику Джаггеру! Сейчас ей 70, и она до сих пор божественна. И это в полной мере подтверждает ее творческий путь: прорыв пластинок конца 70-х - начала 80-х с крышесносящей Broken English; сотрудничество с Холом Уиллнером в конце 80-х, где она не без помощи Билла Фризелла и Марка Рибо звучала как Том Вейтс тех же времен, только с акцентом не в абсурд, а в декаданс; великая пластинка с Анжело Бадаламенти в середине 90-х; блестящие кабаре-альбомы конца 90-х; наконец, беспрецедентно мрачные и упаднические работы середины 00-х с Ником Кейвом и Пи-Джей Харви. Сейчас она живет в Париже, у нее до сих пор молодые любовники, и она до сих пор бухает, как сапожник. Что, конечно же, все равно не мешает, а, возможно, даже помогает оставаться ей богиней. Настоящей богиней.
Patti Smith. Патти Смит совершенно себя не видела рок-звездой. Она была поэтессой. Просто так получилось. Так звезды сложились. По сути ее уговорили записать первые песни. Ну и все мы знаем, что из этого получилось. Патти Смит – человек, без которого сложно себе представить не только панк-музыку, но и рок-музыку вообще. Она – это женский ответ Бобу Дилану в рок-поэтике. Ну и, конечно же, Патти доказала, что агрессия, брутальность и демонизм – это вовсе не мужской приоритет, в музыке Патти всего этого предостаточно. Под ее песни Микки и Мэлори из «Прирожденных убийц» разносили придорожные бары, она была замужем за гитаристом культовых МС5 Фредом «Соником» Смитом, с ней записывались Джефф Бакли, Том Верлен, Джон Кейл и Майкл Стайп (который собрал свою группу R.E.M. после прослушивания альбома Патти Смит Horses 1975). Боб Дилан, таки проигнорировавший Нобелевскую премию, попросил именно Патти Смит получить ее за него. Патти Смит – влиятельнейшая женщина всей контркультуры нашего времени.
Nina Hagen. Еще одна прелестная панк-дива, чья влияние вышло далеко за пределы панк-рока. Нина Хаген родилась в семье богемной и обеспеченной, обласканной режимом Хонекера, - ее отец был киносценаристом, а мать - суперпопулярной актрисой ГДР. Вести непристойный образ жизни - то есть пить, курить, трахаться и глотать разноцветные таблетки - Хаген начала в 13-летнем возрасте. Да так активно, что частенько ее вполне привилегированное положение в обществе не помогало, и ее гнали взашей - например, из пионерлагеря, когда у нее пионервожатые обнаружили странные, явно "западные" разноцветные таблетки. Хаген не моргнув глазом заявила придирчивой администрации, что, мол, нет - это не наркотики. Наркотики выглядят иначе, вы что, не знаете? Это противозачаточные, и если вы их у меня отнимете, я тут же забеременею. Из ГДР она не без помощи отчима сбегает в ФРГ, а оттуда она направляется в Лондон, где и попадает в свежеиспеченную панк-тусовку. Ей было 22 года, и она была самой великовозрастной среди юных английских панков. Так она и заслужила свое прозвище "Мама панка", а никак иначе. Музыкально Нина Хаген – это беспрецедентная клоунада и невероятная голосовая эквилибристика, а ее вокальные данные восхищают бывалых консерваторщиков. Нина Хаген давно заняла свое место в рок-н-ролльном пантеоне. На вопрос, кого Нина видит подходящим на ее роль, коль случится снимать фильм о ней, она без раздумываний отвечает - Вууууууууупи Гоооолдберг! И она до сих пор выпускает пластинки, с помощью которых она «продолжает работу по изменению сознания человечества и установлению мира на планете Земля»!
Laurie Anderson. Лори Андерсон тоже пришла в мир музыки из поэзии. Только она пошла не в сторону рок-экспрессии, как это сделала Патти Смит, а в сторону интеллектуально-театрального визионерства, куда-то туда, где вовсю трудились ее коллеги по цеху Брайан Ино, Дэвид Бирн, Адриан Белью, Арто Линдсэй. Лори Андерсон сделала сексуальными математический код и угловатые движения марионетки. А скорее даже Лори Андерсон сделала сексуальными мозг и поэтическую мысль. В рок-музыке, наверное, нет ничего прекраснее, чем ее союз на закате лет с еще одним рок-революционером Лу Ридом. Это была идеальная пара.
Kate Bush. Настоящий женский образ 80-х – это вовсе не Мадонна или Синди Лопер, это, конечно же, Кейт Буш. Ее нашел Дэвид Гилмор, ей восхищался Питер Гейбриэл. Ее поп – предельно женственный, предельно тонкий и очень умный. Она безусловно является новатором, одной из первооткрывателей обширного мира синтезаторных звуков. Ее непередаваемая манера исполнения максимально повлияла на последующие поколения певиц. Ее песням свойственна невероятная изощренность аранжировок и мрачный декаданс текстов о, например, переживаниях женщины, встречающей смерть в открытом море. В 90-х она надолго ушла в затворничество и только в середине 00-х напомнила о себе, выпустив блестящую работу Aerial 2005. Билеты на серию из 22 концертов (80000 штук) певицы в 2014 году в Лондоне разошлись в течение 15 минут после начала продаж.
Diamanda Galas. Диаманда Галас – это наше все. Поразительно, но именно она, а не Элис Купер или Оззи Озборн, является главным демоническим звеном между рок-музыкой и чертовщиной. У нее вокальный диапозон в 4 октавы, она записала альбом на стихи Шарля Бодлера, с ней за счастье записаться таким мастодонтам, как Джон Пол Джонс, Джон Зорн, Алан Уайлдер и Янис Ксенакис. А, ну да, ее музыка – это матерый авангардище, невероятно сложный для восприятия. Никому не рекомендуется это слушать. Но если уж вы раскусили этот экзотический плод, вам этого вкуса не забыть никогда. Отныне, как только речь будет заходить о женщинах, вы всегда будете вспоминать про такую невероятную сущность, посетившую нашу планету, как Диаманда Галас.