«История России – это борьба невежества с несправедливостью»

А «герой нашего времени» – дебил. Так говорит Вася Обломов

Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

Песни Васи Обломова (псевдоним Василия Гончарова) в представлении не нуждаются. «Еду в Магадан», «Кто хочет стать милиционером?», «С чего начинается Родина», «Любит наш народ всякое говно» (последняя записана совместно с Сергеем Шнуровым и Noize MC). Композиции Обломова – всегда политический манифест. Одни названия чего стоят: «Гребаный стыд» (исполнена совместно с Гариком Сукачевым), «Пора валить», «Национальная идея». В клипе на песню «Письмо счастья» алкоголики в исполнении актера Максима Виторгана и писателя Сергея Минаева пишут письмо премьер-министру (на тот момент – Владимиру Путину) с прославлением его поступков. Песня «Пока, Медвед!», исполненная автором совместно с Ксенией Собчак и Леонидом Парфеновым и остро критикующая конъюнктурность политической позиции президента Дмитрия Медведева, всего за сутки набирала более миллиона просмотров в интернете (позже троица записала еще две песни с говорящими названиями «ВВП» и «Рэп-молебен»). Песня «Своих не бросаем» посвящена бегству с Украины Виктора Януковича, лирический герой трека «ИМХО» требует от Обломова высказываний про Крым, а в «Песне военных лет» высмеивается «ватничество» современной российской политики. Кроме того, Обломов сотрудничал со знаменитым проектом Дмитрия Быкова и Михаила Ефремова «Гражданин поэт»: Ефремов в образе Николая Васильевича Гоголя прочитал рэп о Юлии Тимошенко на мелодию Обломова... Не так давно Василий показал екатеринбуржцам новый альбом «Многоходовочка!», а после ответил на вопросы читателей и редакции Znak.com.

Из всей либеральной рок- и поптусовки с Обломовым еще не сотрудничал, кажется, только Шевчук Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

«Какое говно вам больше не нравится – собачье или коровье?»

– Василий, вы часто говорите, что история России не знает ни одного случая, когда власть поворачивалась лицом к народу, вступала с ним в диалог…

– История России – это борьба невежества с несправедливостью.

– Какой последний закон возмутил вас больше всего?

– Вопрос из серии: какое говно вам больше не нравится – собачье или коровье?

– Вы твердый сторонник того, что на выборы обязательно нужно ходить. Даже как-то специально прилетели домой в Ростов-на-Дону, чтобы проголосовать…

– Не ходить на выборы и думать, что это тебя не касается, – это глупость чистой воды. Если половина страны сходит на выборы и результаты окажутся далекими от того, что нарисует телевизор, этот номер вряд ли прокатит. А когда ты дома все проспал, то тебе могут нарисовать все что угодно. Так у нас и происходит.

"Если человек хочет приносить пользу обществу, надо давать ему шанс" (на концерте в поддержку Алексея Навального) Фото: РИА Новости/Владимир Песня

– На выборах мэра Москвы в 2013 году вы поддержали Алексея Навального. Чем он вас привлек? Не изменили к нему отношения после громких судебных процессов?

– Считаю, если человек хочет приносить пользу обществу, то надо давать ему шанс. Не понравится – выберешь другого. Что до уголовных дел и независимого суда, то примеры Анатолия Сердюкова и Евгении Васильевой говорят сами за себя.

– Читатель Гавриил спрашивает: «Откуда взяться пассионарному народу, если четыре пятых территории абсолютно непригодны для проживания?» Может, это суровая природа формирует наше пассивно-философское отношение к жизни?

– Суровая действительность, конечно, имеет свои последствия. Но вообще искать виноватого в своих проблемах – наша национальная черта.

— Вы считаете, что «гражданская позиция должна быть у всех, даже у ассенизатора». А свою как формулируете?

– Моя позиция: государство должно быть для человека, а не наоборот. Главной ценностью страны должны быть живущие в ней люди, а не полезные ископаемые. У нас же до сих пор в общественном сознании ископаемые ценятся больше людей. Я считаю, кем бы человек ни работал, он должен чувствовать, что у него есть права.

"Главной ценностью страны должны быть живущие в ней люди, а не полезные ископаемые" Фото: РИА Новости/Валерий Левитин

– Недавно в Екатеринбурге открылся «Ельцин Центр». Как вы относитесь к первому президенту России?

– По-моему, «Ельцин Центр» – лучший музей современной истории России. Он о времени и о стране. Более-менее объективно рисует картину того, что было. К фигуре же первого президента у меня отношение неоднозначное. Время перемен никогда не проходит гладко. Но успехи «нулевых» во многом связаны с тем, что было для этого сделано в 1990-е годы. А дно, к которому мы стремимся сейчас, связано как раз с тем, что в последующие 15 лет страной руководили очень «мудрые» люди.

«Лежать на диване – это не особый путь»

– Вы как-то сказали, что если взять тексты десяти самых популярных песен на «Русском радио», то это и будет картиной внутреннего мира большинства россиян. Неужели считаете, что по шлягерам, под которые люди шашлыки жарят и на свадьбах танцуют, можно судить о нравственном состоянии общества?

– Не знаю ни одного образованного человека с развитым музыкальным вкусом, который плясал бы под Кая Метова или жарил мясо под песни Ирины Аллегровой. Ты – то, что ты ешь, слушаешь, читаешь, смотришь... Можно взять еще десять самых популярных газет и телепередач и увидеть, чем интересуется наш народ. Русская свадьба – тоже пример нашего мироощущения. У «Русского радио», кстати, когда оно появилось, даже слоган был: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».

– То есть по-прежнему считаете, что героем нашего времени является невежда и неуч? Совсем не верите в современников?

– Как были дебилами, так ими и остались.

"Ты – то, что ты ешь, слушаешь, читаешь, смотришь" Фото: РИА Новости/Сергей Ермохин

– А вот наткнешься на телепередачу «Умники и умницы» и понимаешь, что все не столь беспросветно. В конце концов, еще в Древней Греции костерили молодежь, утверждая, что эти невежды все погубят…

– А наткнешься потом на рейтинг программы «Умники и умницы» и понимаешь, что в действительности дело обстоит еще хуже. И до уровня Древней Греции нам довольно далеко. Это же еще Чехов сказал: «Проблема не в оптимизме или пессимизме, а в том, что у 99 из 100 нет ума».

– Ваши слова: «Хамство, глупость и безответственность… Если мы изживем эти черты, то и дороги будут другими, и вообще страна заживет другой жизнью». Разве это не утопия? К сожалению, в России всегда были ужасные дороги, но они не мешали творить историю Пушкину и Гоголю, Чайковскому и Глинке, Вернадскому и Менделееву...

– Ну, так фразу про дураков и дороги как раз и приписывают Гоголю. При этом, какая связь между плохими дорогами и заслугами этих людей, непонятно. Это как говорить, что раньше люди мылись раз в неделю, жили при лучине, думали, что принимать душ каждый день – это утопия, и ничего. Ломоносов, может, и дошел пешком до Москвы, но представляете, сколько людей так и не дошли. Сейчас для нас и нормальный водопроводный кран отечественный сделать – это утопия. Поставишь отечественный – и дома сразу утопия. В общем, сравнивать условия и уровень жизни надо согласно временному отрезку. Цивилизация развивается, а лежать на диване – это никакой не особый путь.

«Олег Газманов – очень социальный певец»

– Василий, уже лет шесть, как вы пишете песни, оперативно откликаясь на политическую повестку. Не жаль, что некоторые, вполне удачные, теряют актуальность из-за того, что изменилась политическая конъюнктура?

– У меня много разных песен, и большинство из них о вечном. Даже если они написаны по какому-то поводу. За все эти годы актуальной перестала быть лишь песня «Пока, Медвед», поскольку ее главного героя все забыли. Большинство же песен все-таки про глупость и безразличие, а этого у нас с головой хватает.

– Когда-то в группе «Чебоза» вы приняли решение больше не петь на концертах ваш хит «Васильки», потому что это песня шутливая, а шутка, многократно повторенная, перестает быть смешной. Но ведь у Васи Обломова много шутливых песен, как быть с ними?

– «Васильки» прежде всего стилистически выбивались из концертной программы, и в какой-то момент это надоело. Если в репертуаре Обломова мне что-нибудь надоест, перестану петь.

"Большинство моих песен о вечном - про глупость и безразличие, а этого у нас с головой хватает" Фото: РИА Новости/Валерий Левитин

— У вас есть объяснение, почему сегодня в своем творчестве остросоциальные темы поднимают исключительно артисты «читающие»: вы, Noize, Баста, Каста, 25-17, а не поющие? Рэперы, а не рокеры?

– Зря вы так. Олег Газманов, по-моему, очень социальный певец – все про Отечество поет. Александр Маршал недавно сравнил в песне сбитый военный истребитель у чужой границы с расстрелянными французскими журналистами. А Вика Цыганова и подавно спела гимн несуществующей Новороссии. Тимати опять же смог в песне обвинить Обаму в конфликте России и Украины.

– Вы выступали музыкальным продюсером альбома Вячеслава Бутусова, продюсировали песню для Михаила Боярского. Почему больше этим не занимаетесь?

– Пиратство все погубило. У лэйблов нет возможности вкладывать деньги в то, что невозможно продать и хотя бы отбить вложения.

– 2016-й назван Годом российского кино. Ваши отношения с кинематографом складываются успешно, а что из последнего вас зацепило как зрителя?

– Рекомендую всем замечательный фильм «Трамбо» (драма 2015 года о временах маккартизма и «охоты на ведьм» в Америке – прим. ред.).

Справка

Василий Гончаров, широко известный под творческим псевдонимом Василий Обломов, родился в 1984 году в Ростове-на-Дону. Получил два высших образования – историческое и юридическое. С 1999 года является лидером группы «Чебоза». На сегодняшний день в «активе» Обломова – альбомы «Повести и рассказы», «Стабильность», «Ломки Васи Обломова», «Многоходовочка!». У его официального канала на YouTube более 40 млн просмотров.

«Еще Чехов сказал: "Проблема не в оптимизме или пессимизме, а в том, что у 99 из 100 нет ума"» Фото: РИА Новости/Александр Уткин

Певец попробовал себя и в кинематографе: написал заглавные песни к фильмам «Духless», «Духless-2» и «Джентльмены удачи» (ремейк классической советской комедии), снялся в картинах «Корпоратив» и «Призрак».

Свою гражданскую активность Обломов проявляет не только в творчестве: он – один из немногих деятелей российской сцены, выступивших на самом массовом митинге протеста против фальсификации результатов выборов Госдумы, прошедшем 24 декабря 2011 года на проспекте Сахарова в Москве, а в 2013 году Обломов исполнил несколько песен на концерте в поддержку кандидата в мэры Москвы Алексея Навального.

Вопросы задавал Алексей Климов

Источник