Нулевые годы XXI века оказались для группы «Браво» «нулевыми» - команда существовала больше по инерции. Новые песни почти не получались, и даже на некоторых концертах Евгений Хавтан выступал с безучастным лицом «сбитого лётчика». Альбом 2011 года «Мода» всё изменил. В процессе работы над песнями для него музыканты вновь почувствовали вкус к творчеству, хотя и не очень рассчитывали на мощную поддержку слушателей. Ну а когда публика вдруг решительно полюбила новые песни старой группы, «Браво» во главе со своим лидером обрели уж не знаю какое новое дыхание. В процессе работы над очередным альбомом в гараже у Евгения Хавтана уже никто не сомневался в будущей востребованности записи - и на пластинке «Навсегда», где Хавтан, кстати, впервые в истории группы, спел все песни сам, отчётливо слышны эта лёгкость, свежесть и уверенность в завтрашнем дне и в том, что только бессовестный человек решится позвать такое «Браво» на какой-нибудь ретро-фестиваль.

Группу по-прежнему ни с кем не спутаешь, хотя её звучание очень сильно отличается от того, что было, например, в 80-е. Но вот в чём Хавтан и Ко остаются артистами старой школы - так это в верности альбомным форматам. Юные поклонники могут и не осилить 13 треков подряд: при этом больше половины песен - потенциальные хиты, и, выпуская их на радио раз в полгода, можно было бы несколько лет почивать на лаврах. Впрочем, для настоящей старой школы это тоже не свойственно.

Пластинку открывает один из таких потенциальных хитов - «Перемена мест» на стихи Ивана Смирнова из группы «Краснознамённая дивизия имени моей бабушки». К узнаваемо витальному звучанию «Браво» в ещё одной песне, по которой можно учить географию, здесь добавляются довольно дикие подпевки, за которые отвечают Ольга Олейникова и хор SunnySideSingers. В «Ray Davies» «Браво» готовит вкусную смесь рокабилли с сёрфом, чему вполне тематически соответствует и текст о стиляге, мечтающем о звонке Рэя Дэвиса. «DJ Фантомас» задумывалась как некий выплеск раздражения по поводу современных ток-шоу - однако запоминается только романтичный припев: «улетим скорей на Марс», а отчего, почему - не важно. Тему конфликта с социумом продолжает «Навсегда» - и тоже в мелодичном, немного грустном ключе.

В шестидесятническом «Земляничном дожде» Евгений Хавтан заставил Яну Блиндер петь на русском языке - получился лёгкий и симпатичный дуэт. «Париж», навеянный одноимённым альбомом Малькольма Макларена, не имеет никакого отношения к панк-стилистике: вместо этого Хавтан выдаёт задумчивый и мелодичный медляк (который он даже хотел выпустить не в рамках «Браво», а сольно). На «Навсегда» наконец выпущена и давно известная песня «36'6» - хотя в такой обработке её пока никто не слышал. Ребрендингу подверглась и композиция «На лунный свет», вышедшая на пластинке под новым названием «Тёплый ветер».

«Для тебя» - ещё один дуэт, на сей раз с Машей Макаровой, которая не так чтобы уютно чувствует себя, исполняя типичную «бравовскую» песню. «Бег» вроде как повествует о бесчеловечном ритме жизни мегаполиса, однако кантри-аранжировка навевает скорее мысли об оздоровительной физкультуре в сельской местности. «Блюз прошлого лета» пополняет коллекцию отличных припевов, а финальная песня «Шангри-Ла» доказывает, что даже экзотические индийские инструменты «Браво» способно поставить на службу своему фирменному звучанию.

Алексей Мажаев, InterMedia

Источник