В день своего 54-летия Евгений Хавтан выпустил новый, тринадцатый студийный альбом "Навсегда" главного дела своей жизни, группы Браво. Работа довела до логического завершения случившиеся за последние годы метаморфозы, начало которым положила пластинка "Мода". В "Навсегда" можно услышать и Браво в привычном для слушателя виде (например,"Блюз прошлого лета" легко бы дополнил диск "На перекрёстках весны", а "Ray Davies" не затерялся бы на "Стилягах из Москвы"), а также совсем новые для москвичей творческие решения, например, сделанный "под Motown" дуэт с Яной Блиндер "Земляничный дождь". На выходе же получилась самая, пожалуй, убедительная студийная работа Евгения Хавтана и ко за многие годы. Видимо, предчувствуя это, лидер группы, неоднократно подчеркивающий в интервью, что пластинка выдалась очень личной, впервые исполнил на ней все без исключения вокальные партии. Накануне презентации альбома в родной для группы Москве Звуки связались с Евгением и узнали, как он относится к критике в адрес нового диска, о работе с прежними и нынешними авторами текстов, а также о виниле.

Звуки : На днях у вас вышло совсем новое видео "Перемена мест", снятое на гастролях по Германии. Как пришла идея такого практически домашнего ролика? И какая была публика на немецких концертах?

Евгений : Гастроли прошли отлично, публика была "бравовская" - люди, которые в разное время уехали из нашей страны. Процентов 20, может быть, было немцев - мужья и жёны наших соотечественников, которые встретили там друг друга. Было несколько концертов и, по-моему, для первых гастролей в Германии всё прошло очень хорошо, песням все подпевали. Даже несмотря на то, что русский YouTube, из-за деятельности местной компании GEMA, там не работает. А идея видеоклипа родилась совершенно спонтанно - просто у нашего организатора тура Александра есть приятель Лео Рерих ( Leo Rerich ), который учится в Берлине в арт-колледже. Изначально нам нужен был фотограф, который нас поснимает, но выяснилось, что он хочет попробовать впервые сделать видео. Мне Берлин очень понравился, потому что он сильно отличается от всей Германии, и мы решили снять часть туристических мест, которые для меня лично, в принципе, не очень интересны, ну и часть отличного района Кройцберг, где живёт много неформальной молодёжи - студенты, музыканты, художники со всего мира. Кажется, на видео удалось передать его атмосферу.

Звуки : Вы обращаете внимание на критику? В официальной группе даже был устроен конкурс любительских рецензий на пластинку "Навсегда".

Евгений : Не могу сказать, что мне это безразлично. То, что напишут журналисты мне, в принципе, понятно. Это достаточно предсказуемо. А вот поклонники... Там есть рецензии, многие из которых дадут фору нашим отечественным журналистам, очень хорошо написанные. И некоторые из них достаточно критичны. Всё-таки нынешнее поколение слушателей Браво отличается от прошлого тем, что за словом в карман не полезет. Мне интересно было со всем этим ознакомиться - ввиду того, что мне надо было выбрать один текст-победитель, я прочёл все рецензии. Думаю, что никто подобного ещё не делал - как и во многих вещах, группа Браво была здесь первой.

Звуки : Я так понимаю, вы довольны получившимся в виде пластинки "Навсегда" результатом. А есть альбомы Браво, звучанием которых вы недовольны? Евгений : Да, возможно, некоторые альбомы я бы сейчас сделал совсем по-другому... В большей степени это касается, наверное, "Хитов про любовь" и "Евгеники". Некоторые песни вообще бы не выпускал. Но это уже история, и просто так убрать из неё уже свершившееся не получится.

Звуки : "Париж" и "Блюз прошлого лета" перекочевали в пластинку "Навсегда" из проекта Микки Маус и Стилеты. Надо понимать, проект закрыт? Вы больше не экспериментируете дома с электроникой? Евгений : Вряд ли я к этому вернусь. Я попробовал и, видимо, это оказалось не моё. Мне всё-таки ближе работа с живыми инструментами. С Браво эти песни объективно получились лучше. Я в один момент подумал: "А какого фига я буду делать это на стороне, это же всё равно мои песни, а мои песни - это и есть Браво". Поэтому пусть лучше эти композиции останутся в репертуаре группы.

Звуки : Вы говорите, что это очень личная работа - вы специально подбирали лирику к композициям, связанную с вашим мироощущением? Евгений : На некоторых песнях альбома было по 3-4 варианта лирики, а иногда я сразу видел попадание в десятку. Как то было, например, с "Переменой мест" пера Вани Смирнова из Краснознамённой Дивизии Имени Моей Бабушки. Он немного поменял в итоге текст, потому что изначально он был совсем уж в духе КДИМБ, но и в первом варианте в нём было много того, что было искренне мне близким. В итоге мы сделали такой компромисс. Этой песни в альбоме вообще могло бы не быть, если бы не Ваня - мы её сыграли, но текста не было до самого последнего момента, я уже и не планировал её включать в пластинку. С Анжеем ( Анжей Захарищев фон Брауш , лидер группы Оберманекен и автор многих текстов Браво на альбомах "Мода" и "Навсегда" - прим. Звуков) было чуть попроще, он уже довольно неплохо меня знает и принимает, какие-то идеи песен мы разрабатывали вместе. Например, "Ray Davies" - история реального человека, которого я знал в конце 90-х годов. Я рассказал её Анжею, а он передал её в виде лирики.

Звуки : На вашем личном сайте вам постоянно предлагают лирику для песен - что-то дельное приходило? Евгений : Как правило, нет. Люди, увы, мыслят стандартно - тексты похожи на какие-то наши всем известные хиты, их переработки иными словами. Было всего два человека, с которыми я познакомился через интернет. Первый - Андрей Пищулов , автор "Теплого ветра", одной из самых, по-моему, сильных композиций нового диска. Он работает управляющим на кладбище, кстати, а познакомились мы на форуме, где объявили конкурс на тексты для мелодии Браво. Там же я узнал Евгения Козлова из Минеральных Вод, обладателя черного пояса по каратэ и собственной группы, хотя он непрофессиональный музыкант. Помимо текстов он пишет очень хорошие стихи.

Звуки : А вы не держите контактов с прежними авторами слов группы? Степанцов, Жуков? Евгений : Я предлагал, но у нас что-то не сложилось. Видимо, время нас сильно меняет, и мы видим настоящее несколько по-разному. И в одну воду тут войти дважды уже не получится.

Звуки : Была информация, что во время "Хитов про любовь" у вас планировалась работа с Ильёй Кормильцевым? Евгений : Да, было такое. Но я не очень люблю об этом говорить, что-то рассказывать, потому как Ильи сейчас с нами нет. Мы с ним встречались, пробовали работать, но тогда ничего не получилось, к сожалению. Хотя мне было бы, конечно, очень интересно.

Звуки : В iTunes вышло переиздание всего бэк-каталога - кажется, была информация о переиздании всех альбомов Браво на виниле. Стоит ли ждать виниловых релизов? Евгений : Винил будет! В ближайшее время, через несколько месяцев выйдет пластинка "Навсегда", а дальше пойдёт переиздание прошлых альбомов. Например, "Дороги в облака", которая прежде на виниле не издавалась. Постепенно всё будет выходить, но подготовить издание на пластинке - довольно трудоёмкий процесс, не быстрый. Да и, несмотря на разговоры о виниловом ренессансе, пластинки всё равно выходят в таких количествах, что не являются для издателей бизнесом. Больше имиджевая история для группы. Хотя на Западе ситуация другая, там дельцы от шоу-бизнеса активно ищут и восстанавливают законсервированные заводы и станки. Мне про это рассказал наш инженер Эрик Буланже , делавший мастеринг на последних релизах Браво. Они вот где-то в Аризоне тоже нашли подобное оборудование 70-х годов и занимаются его восстановлением.

Звуки : А есть ли смысл покупать виниловые пластинки современных артистов, ввиду того, что они записаны на цифре, а не аналоговом оборудовании? Евгений : Я думаю, что да. У пластмассы всё-таки есть физическое преимущество в плане звучания, и если пластинка хорошо сделана, она будет классно звучать даже при цифровых исходниках. Конечно, не могу сравнить современные прессы с изданиями 50-х, 60-х, 70-х и даже 80-х, которых у меня в коллекции достаточно. Там, во-первых, материал из которого делался винил был совсем иного качества, а во-вторых был продакшн, заточенный под пластинки, сделанный на плёнках. Эту разницу в звуке лично я слышу.

Звуки : Какие последние виниловые пластинки вы приобрели сами? Евгений : Я постоянно что-то покупаю. Я купил недавно почти всё, что выходило у американского кантри-артиста Марти Роббинса ( Marty Robbins ), пятнадцать пластинок. В Шотландии удалось купить целую коробку с полным собранием Армстронга ( Louis Armstrong ) - коллекционер, довольно взрослый дяденька, продавал этот бокс буквально со слезами на глазах, но ему нужны были деньги. Ну и всякое инди, естественно. Последний Джонни Марр ( Johnny Marr ), The Black Keys , например, ну и дарят много чего. Очень разная, эклектичная коллекция.

Звуки : В большой серии о русских гитарных группах о вас вышла небольшая книга Алексея Певчева. Понравилась ли она вам? Как вам вообще идея написать о длительной и непростой истории группы большой фолиант? Евгений : Лёша провел колоссальную работу, очень важную. Когда мы стали вспоминать историю, мы никак не могли сопоставить даты и время происходившего с нами. По газетным вырезкам и прочим источникам он это всё собрал, провёл кропотливую и сложную работу, как минимум, восстановив детальную хронологию событий. Мне не очень понравилось то, как были собраны фотографии в книге, какое у ней было сделано оформление. Но, я так понимаю, у всей серии там типовой дизайн, один на все издания. В ближайшее время выйдет книга, которая будет выглядеть именно так, как нам бы с Лёшей хотелось. Полноценный вариант с большим количеством фотографий и текстовой информации. Что касается лично меня, то выразиться в форме автобиографии я пока ещё не готов. Те биографии о русском рок-н-ролле, которые я читал, все, по большому счёту, не очень интересные. А высочайшей планкой, на мой взгляд, являются книги Кита Ричардса ( Keith Richards )"Жизнь" и Ника Мэйсона ( Nick Mason ) "Вдоль и поперёк" - вот если я почувствую, что смогу хоть на чуть-чуть приблизиться к их уровню, сразу же примусь за рукопись. Я пока не нащупал, в первую очередь, нужный язык - должна получиться трагикомедия. Это достаточно сложный жанр.

Звуки : Понимаю, что лирический герой композиции другой человек, тем не менее. Что бы вы сказали Рэй Дэвису, если бы он действительно вам позвонил? Евгений : (С улыбкой) Да то же самое бы и сказал. "It's fucking Ray Davies!"

Источник