Масштабная программа ДДТ «История звука», начавшаяся еще прошлой осенью, приехала в столицу республики в самой середине весны - да не куда-нибудь, а в «Уфа-Арену». Последнее столь масштабное выступление группы в родных краях было в 2011 году на презентации альбома «Иначе». Программа избранных песен со всей дискографии культовой команды ожидаемо вызвала аншлаг: было продано около семи тысяч билетов.

От «Свиньи» к прозрачности

Обычной «разогревающей» музыки перед выступлением не было: вместо нее звучали птичьи трели да шумела листва, записанная неизвестно где и когда. Помещение гостей в этот умиротворяющий контекст потом будет восприниматься очень органично – программа, которая пронесет сквозь время, намекнет: люди рождаются и умирают, история развивается по спирали, а от всей этой человеческой скорлупы останутся разве что песни да деревья с птицами.

- Спасибо вам, что пришли на нашу историческую вечеринку группы ДДТ, спасибо, что не пожалели денег в эти тяжелые времена, - поприветствовал публику Юрий Шевчук. - Надеюсь, сегодня будет интересно, а в этом зале будет мир, добро, музыка.

Песня, уверенно открывшая концерт, продолжила ненавязчивый фон. «Помнишь» с последнего альбома ДДТ «Прозрачный» - это и ностальгический взгляд назад, и новое звучание, и лирическое сожаление о том, что многое уже не вернется: «Их веселые лица, их рабочие руки, что хотели, как птицы, а остались как звуки - все так быстро». Включение публики в развернувшуюся за несколько минут историю произошло мгновенно – во многом в этом сыграл свою роль хороший звук, установленный на площадке. К финалу композиции на экранах появилась фотография первого состава ДДТ, а публика была готова идти с Шевчуком на любой край света.

Программа концерта почти целиком соответствовала треклисту трехчастной компиляции «История звука», которая рассказывает об эволюции ДДТ. Около 40 с гаком песен были разделены на три эпохи. В самую раннюю сборку вошли песни с альбомов «Свинья на радуге», «Время», «Оттепель», «Я получил эту роль».

- Это было такое время, когда каждый мечтал стать космонавтом, а туалетной бумаги не было даже у Брежнева, - предварил шуткой Шевчук рок-н-роллы 80-х.

Сопровождавшиеся старыми фотографиями и видеозаписями, эта часть промелькнула быстрее всех, причем некоторые песни заканчивались где-то на середине и тут же плавно перетекали в следующие. Скоростное попурри как будто говорило, что этот материал уже не кажется таким интересным и достоин внимания только как архивный документ, доказательство непростого становления команды, по-своему отвечавшей на вызовы и проблемы последнего десятилетия СССР. Несколько ранних песен Шевчук посвятил Уфе, а трек We all live in Ufa спел в майке ХК «Салават Юлаев».

- Все-таки это «История звука» ДДТ. Вначале мы поиграли наш ритм-энд-блюз вперемешку с русскими и башкирскими частушками. А теперь немножко другой саунд.

Хиты 90-х публика воспринимала с ощутимо большим восторгом. Кажется, и самой команде, и самому Шевчуку этот период был больше по вкусу – именно здесь случилась наиболее драйвовая часть концерта. В частности, на песни с альбома «Мир номер ноль» пришлись наиболее мощные гитарные соло и динамичные инструментальные проигрыши, под которые Шевчук и бэк-вокалистка Алена Романова то весело прыгали по сцене, то танцевали заводной танец молодости на языке, вытянутом в зрительный зал. Несмотря на представительный возраст Юрия Юлиановича, это смотрелось удивительно органично и в чем-то даже умилительно.

- Мы, конечно, нервничаем, особенно я, потому что Уфа для меня - это дело серьезное, - признался между делом 60-летний Шевчук. - Здесь я, слава Богу, никакой звездой не был и не буду. Звезды – они все в небе.

 В память о прошлом думать о будущем

 При всей ностальгии, которой был заряжен этот концерт задолго до его начала, Шевчуку удалось – и через построенную программу, и через интонации, и через немногочисленные обращения к публике – создать настроение из «Прозрачного» альбома, сравнимое с пушкинской печалью (она, как известно, всегда светла). Впрочем, если последний студийный альбом ДДТ был практически лишен политических выпадов, свойственных творчеству Шевчука, то на концерте избежать этого не удалось: видео на фоне группы своеобразно рифмовало песни из прошлого с событиями последних лет. Так, например, видеоряд на песне «Мальчики-мажоры» 85-го года включал небольшой парад «гелендвагенов» – машины именно этой марки в последнее время стали эдаким аксессуаром золотой столичной молодежи, демонстрирующей свое превосходство и ненаказуемость. Песни с разных краев 90-х годов - «Предчувствие гражданской войны» и «Правда на правду» – также зазвучали очень свежо, а к сопровождающей выступление хронике августовского путча были добавлены кадры с митингов последних лет, где среди прочего мелькали футболки с перечеркнутым изображением Владимира Путина в нарисованной короне. Хит «Родина» Шевчук закончил небезызвестной цитатой Дмитрия Медведева «Денег нет, но вы держитесь».

- Скажу вам страшную тайну: мы за мир. Мы против войны. Мы вообще считаем, что Россия должна больше заниматься дорогами. Мы желаем мира между Россией и Украиной и вообще везде, со всеми нашими соседями. Это очень важно для нас всех.

При этом шпильки в сторону действующей власти как будто бы были лишены надлежащей остроты, хотя формальной данью моде эти включения назвать никак нельзя. В этом смысле очень интересно, что известные по студийным записям протяжные вокальные перепады с узнаваемо шершавой хрипотцой Шевчук в некоторых эпизодах (в той же «Родине») заменял на более скромные, но оттого смотревшиеся не менее эмоционально. Скорее всего, Юрий Юлианович таким образом спасал голос, который под конец он все-таки сорвал, несмотря на предконцертную помощь фониатра. Но тем не менее эта вынужденная мягкость вместе с царящим на концерте настроением «Прозрачного» альбома создали особую атмосферу, добавившую вокалу выразительной негромкости, а Юре-музыканту – доверительности в разговоре с публикой.

Несколько раз со сцены звучало имя Рустэма Асанбаева, первого гитариста группы, умершего в 2016 году. Кроме того, что его можно было заметить на архивных кадрах, мелькавших на экране во время всего концерта, в память о нем Шевчук изменил строчку в песне «Я ценю твое мужество заваривать чай»: «Твой чай пили Асанбай, Майк Науменко, Цой». Во время песни «Ветер», посвященной умершим отечественным рок-музыкантам, фотография Бабая появилась среди снимков Башлачева, Курехина, Егора Летова, Цоя, участников групп «Аквариум», «Кино», «Мифы», «Странные игры».

- В этом году – 36 лет Ленинградскому рок-клубу. Как время летит! Но ничего, я – Кощей Бессмертный. Но много мы потеряли друзей, музыкантов, а кто вспомнит о музыкантах как не их коллеги? Мы этих ребят знали, и они не только из Питера. В прошлом году мы потеряли Рустэма Асанбая, Царствие ему Небесное. Если вам нравится творчество какого-либо музыканта, пожалуйста, хлопайте, кричите – им там будет хорошо.

 Останется после меня

Первый раз концерт закончился единственной новинкой этого года – «Любовь не пропала», которая также вошла в компиляцию «История звука». И в музыкальном, и содержательном смысле она стала продолжением «Прозрачного», и этот выбор направления для развития ДДТ кажется вполне адекватным и интересным. Поставленные во главу гибкая гитарная музыка и облегченный текст, кажется, окончательно изменили облик группы, с энтузиазмом экспериментирующей с новыми возможностями.

- История продолжается, любовь – продолжается, жизнь – продолжается, - подытожил Шевчук, и музыканты ушли за кулисы.

Но пробыли они там недолго: оглушительные овации минут через пять вернули их обратно: «Дождь», «Родина» и, конечно же, «Это все». Во время «Дождя» на сцену вышел парень, исполнивший современный танец по мотивам звучащей песни, своеобразно окрашивая движениями текст. Во время своего выступления танцор был единственным, кого выхватывал луч света из присутствующих на сцене, все прочие были в тени, в том числе и сам Шевчук. И хотя это неожиданное заигрывание с современной шоу-стилистикой поначалу показалось диковатым, в конечном счете эпизод любопытно расставил акценты, так или иначе появлявшиеся в течение концерта: музыканты приходят и уходят, оставаясь на заднем плане истории, уступая место чему бы то ни было, но их песни остаются среди людей – буквально вызубренными наизусть. Поэтому ажиотаж, который произвел Шевчук финальными песнями, как будто невзначай напомнил о своем статусе живого героя рок-н-ролла: жанр, может быть, и мертв, но мы – еще нет. Этот жизнеутверждающий посыл и поставил точку в трехчасовом концерте на родине Юры-музыканта. 

02.05.2017 Андрей Королёв 

Источникhttp://www.sobkor02.ru/news/art-object/4558/