Музыкант Виктор Цой всегда был в центре внимания при жизни, а после смерти стал настоящей легендой. Историки постоянно пытаются лишь скучно анализировать биографию Виктора Цоя. Корреспонденты Рен-ТВ собрали 10 фактов о музыканте, которых нет ни в одной энциклопедии.

Мало кто знает, что единственной работой в кино, которой Цой действительно гордился – была роль каратиста Моро в фильме Рашида Нугманова "Игла"

Биографы группы "Кино" связывают это с тем, что Нугманов, по сути, предложил Цою сыграть самого себя. А вот не менее культовая "Асса", в личной классификации музыканта, попала в разряд "Папиного кино" (в этот список попадал вообще любой образчик советского массового или коммерческого кино).

А свое собственное участие в "Ассе" Цой считал ошибкой. "Я не мог угадать, каким будет конечный результат", — рассказывал Цой, — все это на совести режиссера. Я лишь рад, что смотрюсь максимально отдельно от всего, что происходит в этой картине". Действительно, его фамилия в титрах значилась в числе первых – сразу после Сергея Бугаева, Татьяны Друбич и Станислава Говорухина. Однако присутствует в кадре Виктор в общей сложности не больше пяти минут.

"Цой – кочегар", для тех, кто лично знал музыканта, такой же оксюморон, как и "Цой на мотоцикле". Этот миф успешно культивировал все тот же Алексей Учитель

В его картине "Рок" лидер группы "Кино", действительно закидывает уголь в топку – все происходит, в теперь уже культовой "Камчатке". Это котельная в подвале дома на улице Зверинской в Петербурге. На самом же деле, Цой никаким кочегаром – в полном смысле этого слова – не был. Он числился им официально – по трудовой книжке.

Лишь для того, чтобы не схлопотать срок по статье 209.1 УК РСФСР "за тунеядство". Друзья Цоя вспоминают, что видели его на "Камчатке" чаще с гитарой в руках, чем с лопатой. Реально же тепло в доме поддерживал коллега Виктора по "Камчатке" – Сергей Фирсов. Сегодня он директор одноименного музея клуба-музея, расположенного в том самом подвале.

Съемки финальной сцены фильма "Асса", где группа "Кино" играет песню "Перемен", а в зрители поднимают над головами зажженные спички "чтобы был огонь до неба", проходили в Зеленом театре, в парке Горького

Автор и ведущий телеканала РЕН ТВ , Андрей Добров, в этот день лично присутствовал на площадке. Он вспоминает это так: "На самом деле, это был сборный концерт. Цой должен был выступать последним. В какой-то момент на сцену вышел маленький толстенький человек с рупором, и попросил всех зажечь спички (перед этим члены съемочной группы раздали каждому зрителю по коробке), в момент, когда "Кино" появится на сцене. Это был сам кинорежиссер Соловьев. Когда Цой запел, в толпе зашептали: "Это же фонограмма!!! Цой – предатель!!!". Действительно, песня звучала слишком ровно, и было очевидно, что музыканты играют не в живую. А зрители уже кричали от возмущения, и бросали на сцену разные предметы… Выступление остановили. Снова вышел Соловьев, извинился, и сообщил, что Витя сейчас снова запоет, и на этот раз, все будет по-честному. И действительно: после короткого перерыва, "Кино" грянули свою "Перемен" вживую. Толпа снова взревела. На этот раз – от восторга".

Повод для того, чтобы назвать Виктора Цоя предателем еще раз, у "киноманов" появился с началом сотрудничества группы с Юрием Айзеншписом

"У "Кино" появился продюсер! Рок-н-ролл мертв!" На самом деле, Айзеншпис выполнял функции только организатора выступлений. Безусловно, с появлением продюсера, появился серьезный коммерческий успех – такого количества концертов как за последний год существования, группа не давала за всю свою историю.

Однако в творчество Юрий Айзеншпис никогда не вмешивался. Запись в студии, аранжировки, стихи, музыка, и даже имидж "Кино" остались прежними, потому, что за все это по-прежнему отвечал Цой сотоварищи. Более того, Виктор Цой когда-то сам пришел к Айзеншпису и попросил о помощи с концертами. Говорят, что по совету Натальи Разлоговой – она была последней любимой женщиной лидера "Кино"…

Дебютный альбом группы "Кино", под названием "45", был записан в 1982 году, при участии музыкантов уже довольно популярного к тому времени "Аквариума"

Мало кто знает, что за звук одной — кстати, культовой – песни "Восьмиклассница", ответственен лично Борис Гребенщиков. В какой-то момент он уговорил звукорежиссера Андрея Тропилло пустить его за микшерский пульт. В результате песня номер 2 на стороне "Б" магнитоальбома "45" очень сильно отличается по звучанию от всего остального материала. Надо сказать — не в лучшую сторону…

Впервые на телевидении Виктор Цой появился не как музыкант, а как гость программы центрального телевидения "Монитор"

Фото: фигура инопланетянина в клубе-музее "Камчатка"

Ведущий представил лидера группы "Кино" "талантливым резчиком по дереву". Действительно, Цою очень удавались японские фигурки нэцке. Его друзья вспоминали: в 80-е годы в квартире каждого из них обязательно была деревянная фигурка авторства Виктора Цоя

Идея создать рукотворный памятник Виктору Цою витает в воздухе, кажется, с самого дня смерти музыканта. Наиболее известным, по-прежнему, остается стена на Арбате в Москве – но это коллективное творчество, которое, по мнению столичных властей, никакой культурной ценности не имеет.

Профессиональные художники, которые в разные годы пытались воплотить проект в жизнь, обычно останавливались на полпути. Слишком большая ответственность. Отлить Цоя в бронзе? Пафосно. Гранитное изваяние? Тоже не подходит: он все-таки культовый музыкант, а не член Политбюро. В начале двухтысячных годов нашелся один смельчак. Московский скульптор Алексей Благовестнов нашел (как ему казалось) подходящий материал, отсмотрел сотни фотографий и видеозаписей с участием Цоя, чтобы добиться полного портретного сходства, и в полной мере передать неповторимую мимику лидера группы Кино…

В общем, получился гипсовый памятник "Виктор Цой на мотоцикле". В 2009 году, Благовестнов привез то, что получилось в Санкт-Петербург. Скульптуру установили у входа в кинотеатр "Аврора" — 15 августа там проходила презентация документального фильма Алексея Учителя "Последний Герой". На премьеру пришли не только фанаты группы "Кино", но и те, кто лично знал Виктора, кто с ним дружил и работал.

Во время просмотра вспыхнул скандал, на который почти никто не обратил внимания. Коллеги Цоя встали и ушли, не просидев и половины сеанса, вслух назвав работу именитого режиссера "халтурой". Музыкальный журналист Андрей Бурлака и композитор и аранжировщик Алексей Вишня позже устроились на заднем дворе кинотеатра. Закурили. Когда их атаковали журналисты с расспросами, Вишня не сдержал эмоций и… заплакал. Но чуть позже успокоился, и объяснил свой нервный срыв: "Витю я считал и считаю родным человеком. Все эти художники и режиссеры просто хотят заработать на его имени. В фильме нет ни слова правды. А Цой на мотоцикле – это вообще уродство… Где этот Благовестнов видел Цоя на мотоцикле???". Андрей Бурлака добавил: "Цой на "Яве", это то же самое, что "Ленин на броневике"…

Городские власти так и не разрешили установить этот памятник в Петербурге. Его дальнейшая судьба неизвестна.

                                         Фото: кадр из к/ф "Последний герой"

В документальном фильме Алексея Учителя "Последний герой", на 8й минуте, во время исполнения песни "Следи за собой", в припеве можно услышать, как Цой произносит: "Следи за собой, будь осторожен… папа". До сих пор неизвестно, к кому музыкант обращается. Вполне возможно, что к собственному отцу – Роберту Максимовичу. У Виктора были сложные отношения с родителем, они не общались несколько лет. Однако незадолго до страшной автомобильной аварии 1990-го года, в которой погиб Цой, – помирились.

Автомобиль, на котором разбился Виктор Цой ("Москвич" 2141) был подарен музыканту Юрием Айзеншписом

Однако мало кто знает, что к этому моменту у Цоя было два одинаковых автомобиля. Второй "Москвич" лидер группы "Кино" купил сам. Причем, перед этим, как было принято в СССР, отстоял за ним огромную очередь. Но сам за руль так ни разу и не сел. Поговаривают, что он подарил вторую машину одной из своих подруг.

Несмотря на свои, порой мрачные, стихи, где в том числе звучали темы смерти, а слово "кровь" звучало очень часто, сам музыкант вида крови не выносил.

Уместно будет напомнить, что в Барнауле ** ** памятник Виктору Цою был открыт в ноябре 2010 года. Средства на создание памятника в сумме 500 тысяч рублей собирали, что называется, всем миром. Главным вдохновителем идеи установки памятника Виктору Цою стал известный в Барнауле музыкант, спортсмен и общественный деятель Александр Старыгин. Сам он трагически погиб в конце октября 2010, но его замысел довели до завершения друзья.

Источник